Воскресенье, 29.06.2025, 12:27
Мой сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Август » 28 » Изображении святой екатерины в живописи. Христианские святые в живописи
07:36

Изображении святой екатерины в живописи. Христианские святые в живописи





изображении святой екатерины в живописиhttp://gallery.euroweb.hu/art/zgothic/miniatur/1402-450/tresbell/06n_1400.jpg

Св. Троица изображена в яйцевидной мандорле, два первых Лица оказываются конгруэнтно (зеркально) идентичными ("Бог от Бога", "Свет от Света"), голубь св. Духа в центре и "исходит" от обоих - Бога-Отца и Бога Сына. Центр "яйца" шар державы. В углах миниатюры символы четырех евангелистов. Из этого догмата естественно проистекает возможность изображать Бога-Отца в образе Бога-Сына, а Бога-Сына в качестве Бога-Отца.
Бог-Отец предстает в облике Христа помещался и на других итальянских полиптихах XIV века, например, - выберем опять-таки художника сиенской школы - на полиптихе Франческо д'Антонио де Анкона (1393) из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Здесь на месте Бога-Отца совершенно очевидно изображен Христос - Христос как Пантократор, или Логос.
Принимая во внимание все сказанное, можно с уверенностью утверждать, что в сознании теологически образованного итальянца треченто, созерцающего подобные изображения Бога, возникали подробности многовековых богословских дискуссий о сути св. Троицы.
На "Алтаре св. Екатерины" под образом Вседержителя помещены изображения двух архангелов - Гавриила и Михаила, которые передали слова Бога роду человеческому. Гавриил провозвестник начала, Первого Пришествия: он возвестил о рождении Мессии, иначе - инкарнации (Гавриил с цветком лилии). Михаил ангел второго пришествия, он возвестит о Страшного Суда (Михаил с пальмовой ветвью). Они сообщают о двух приходах Христа в человеческий мир.
Следующими, согласно иерархии, идут ветхозаветные пророки: в центре Давид и Моисей далее (по обе стороны от Вседержителя) Исаия и Иеремия и Даниил и Иезекииль. За исключением Давида, играющего на псалтериуме, и Моисея, демонстрирующего скрижали Закона, все остальные держат свитки с начертанными на них цитатами из их творений, в которых предрекается рождение Девой Марией Христа. (В теперешнем состоянии полиптиха эти надписи почти не читаемы, по отдельным обрывкам фраз была предложена их реконструкция):

Иеремия: "Novum creabit Dominus super terram femina circumdabit" ("Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа" - Иер 31:22).
Исаия: "Ecce Virgo concipiet et pariet filium et vocabitur n..." ("Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя..." - Ис 8:14).
Даниил: "Lapis abscisus est de monte sine minibus" ("Камень не отвалился от горы без содействия рук" - Дан 2:34).
Иезекииль: "Vidi portam in domo Dominum clausum et vir..." ("И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток и они были затворены" - Иез 44:1).

Ниже пророков изображены апостолы, распространившие Новый Завет в мире. Двенадцать представленных фигур, за одним исключением, это те, которые традиционно считаются создателями Апостольского символа веры. Они изображены здесь парами (слева направо): Фаддей и Симон, Филипп и Иаков Меньший (Алфеев), Андрей и Петр, Павел и Иаков Старший (Зеведеев; между буквами его имени изображен его традиционный атрибут - раковина), Матфей и Варфоломей, Фома и Матфий. В этом чине (ряду) отсутствует Иоанн Евангелист: он изображен ниже в виде большой фигуры. В ряду апостолов его место занимает Павел, изображенный по традиции симметрично Петру, если за ось считать Мадонну с Младенцем. Таким образом, Павел предводительствует в правом ряду апостолов.
На главных панелях алтаря по обе стороны от Мадонны с Младенцем изображены Иоанн Креститель (справа) - последний пророк Ветхого Завета, и Иоанн Евангелист (слева) - евангелист Нового Завета, автор четвертого Евангелия и Откровения (Апокалипсиса).
Еще два евангелиста, которых нет в верхних чинах алтаря - Лука и Марк, - представлены на пределле (самый нижний ряд алтаря). Здесь художнику пришлось решать сложную композиционную проблему: поскольку центральной панели с изображением Мадонны с Младенцем соответствует доска пределлы с тремя (а не с двумя, как в других случаях) фигурами, то, естественно, центральной здесь оказывается Христос в образе Мужа Скорбей. Симметрия сохранилась бы, если бы оба евангелиста заняли места справа и слева от Христа. Но такое расположение невозможно, так как оно не оставляет места для Богоматери, которая всегда помещается радом с Христом. Но центром пределлы можно считать не одну фигуру Христа, а две - Христа и Богоматерь. В таком случае можно говорить о симметричном расположении фигур евангелистов - рядом с Богоматерью и рядом с Христом.
Пределла включает в себя также изображения латинских Отцов Церкви - Иеронима (третий слева), Григория (пятый слева, в папской тиаре), и симметрично им на правой стороне Августина (пятый справа) и Амвросия (третий справа). Двое последних в епископских митрах. Идентификация Августина, Амвросия и Григория не вызывала дискуссии, тогда как четвертый епископ раньше идентифицировался как св. Николай, что, казалось, подтверждала надпись на старой средневековой раме алтаря. Однако у этой фигуры нет никаких атрибутов св. Николая. Если же учесть контекст, в котором изображена эта фигура - Отцы Церкви, - то сомнений в том, что это именно Иероним, не остается (в это время еще не было повсеместно принято изображать его непременно с его красной кардинальской шляпой, безошибочно на него указывавшей).
На главных панелях алтаря предстают два доминиканца. Во-первых, сам св. Доминик, основавший Доминиканский орден в 1216 году. Он слева, и держит открытую книгу. Его атрибут белая лилия, символ чистоты, которую он обычно просто держит, но в данном случае она, по-видимому, служит ему ее в качестве пера. Текст в его книге - цитата из 33 псалма: "Venite filii audite me timorem domini docebo vos" ("Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас" - Пс. 33: 12). Считается, что это первый случай, когда эта цитата оказалась связана в живописи с св. Домиником.
Второй доминиканский монах, изображение которого помещено на одной из больших панелей, св. Петр Мученик. Он с особым рвением насаждал христианство среди еретиков, за что и был убит в 1252 году одним из них - Карином - в лесу неподалеку от Милана. Он, очевидно, не случайно помещен рядом со св. Екатериной Александрийской - оба они пытались обратить в христианство язычников и в результате приняли мученическую смерть.
Не случайно также, что один из двух апостолов "в галерее" над Петром Мучеником - именно св. Варфоломей, мученичество которого состояло в том, что с него с помощью ножа содрали кожу. Потому его атрибутом стал нож, с которым он изображен и на нашем алтаре. Св. Матфей также мог быть выбран с тем, чтобы служить своеобразным комментарием на жизнь доминиканского монаха. Этот евангелист изображен пишущим книгу, но текстом, как его привел художник, являются не начальные слова его Евангелия ("Liber generationes Jesu Christi" - "Родословие Иисуса Христа" - Мф.1:1), как это было принято, а слова "In illo t[em]p[ore] dixit ihs discipulis", которых именно в таком виде нет в его Евангелии, но которые очень близки словам: "Tunc Iesus dixit discipulis suit: Si quis vult post me venir, abneget semetipsum, et tollat crucem suam, et sequatur me" ("Тогда Иисус сказал ученикам своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною" - Мф.16: 24). Предполагалось, что все доминиканцы следуют за Христом в апостольской бедности и несут свой крест. Порой этот путь, как в случае с Петром Мучеником, завершался мученической смертью.
На этом полиптихе мы находим еще одного доминиканца - св. Фому Аквинского. Он завершает ряд писателей учителей, которые передали слово Бога-Вседержителя (самое верхнее изображение) роду человеческому (нижний чин). Соединение этих двух святых отнюдь не случайно. Фома Аквинский изображен на пределле рядом с св. Августином. Доминиканцы придерживались Августинского монашеского устава, и две эти фигуры, поставленные рядом, внушали мысль о важности их обоих для Ордена.
Св. Фома Аквинский умер в 1274 году. Изображение на этом полиптихе является, по-видимому, первым его изображением в искусстве. Это обстоятельство требует комментария.
Кампания по канонизации Фомы Аквинского началась в 1317 году по инициативе доминиканского ордена. Первые слушания по этому вопросу прошли в Неаполе в 1319 году. Но канонизация состоялась лишь в 1323 году, то есть уже после создания этого полиптиха. Между тем, на полиптихе Фома изображен уже с нимбом, то есть как святой, а не как beatus (лат. - блаженный), как обычно происходило в подобных случаях. Судя по этому, пизанские доминиканцы не сомневались в том, что Фома Аквинский непременно будет канонизирован, и что не возникнет никаких возражений против изображения его уже сейчас как святого.
Место, которое отведено на "Алтаре св. Екатерины" Фоме Аквинскому, может быть истолковано как визуальная иллюстрация слов папы Иоанна XX, произнесенных им еще в 1318 году и повторенных при канонизации в 1323: "...iste gloriosus doctor post Apostolos et Doctores primos plus illuminavit Ecclesiam Dei" ("После Апостолов и первых Докторов сей прославленный доктор еще больше озарил Церковь Божию"). Излучающая свечение книга, которую держит Фома, как раз и символизирует это озарение. Ее текст "Veritatem meditabitur guttur meum et labia mea detestabuntur iptium" ("Истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих" - Притч. 8:7) - это начало трактата Фомы Аквинского "Contra Gentiles" ("Сумма против язычников"), произведения, традиционно считающегося написанным для поучения братьев-доминиканцев.
Итак, вот полный перечень святых, изображенных на пределле этого алтаря (слева направо): св. Стефан, св. Аполлония, св. Иероним (как епископ); св. Лючия; св. Григорий (папа); св. Лука; Мадонна; Христос ("Муж Скорбей"); св. Марк; св. Фома Аквинский; св. Августин; св. Агнесса; св. Амвросий; св. Урсула; св. Лаврентий.
Подытожим сказанное об этом полиптихе: это блестящее произведение, богатое как своими чисто художественными достоинствами, так и глубоким теологическим содержанием. Однако было бы неверно утверждать, что оно стоит отдельно от других творений того времени в этом жанре. Чтобы в полном объеме оценить этот Алтарь Симоне Мартини, его нужно рассмотреть в широком художественном контексте и, в особенности, в контексте алтарей и росписей доминиканских церквей. Мы подробнее рассмотрим эту живопись, когда речь пойдет о грандиозных фресках Андреа да Фиренце "Триумф Церкви и Триумф св. Фомы Аквинского" в Испанской капелле во флорентийской церкви Санта Мария Новелла

Продолжение - статья 5 ->

Опубликовано в газете "ИСКУССТВО" издательского дома "Первое Сентября"
16-31 мая 2004; № 8 (296)



Источник: maykapar.ru
Просмотров: 7721 | Добавил: asyaneted | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025Конструктор сайтовuCoz